История образа

Часть исследователей возносят время создания Донского образа Пресвятой Богородицы к 1392 г., т. е. к тому периоду, когда преподобный Феофан Грек занимался росписью Коломенского Успенского собора. По иным версиям Донская икона могла быть создана преп. Феофаном в конце 1390-х гг. для Собора Благовещения в Московском Кремле и, скорее всего, представляла собой список с утерянной иконы из Коломенского Успенского собора. По третьей версии Донская икона вполне могла быть заказана в 1395 г. митрополитом Киприаном сразу после отхода войск Тамерлана от Москвы.

Предположение о связи Донской иконы с фресками преп. Феофана Грека в Успенском соборе Коломны было выдвинуто В.И.Антоновой, которая датировала икону годом создания фресок в Коломне (1392 г.), а перенесение иконы из Коломны в Москву – 1591 г.

По мнению И.А.Кочеткова, Донская икона является копией, выполненной преп. Феофаном для Благовещенского собора Московского Кремля в 90-х гг. XIV в. с некой не сохранившейся иконы из Успенского собора Коломны.

В 80-х гг. XX в. атрибуция Донской иконы и Деисуса Благовещенского собора Феофану Греку была подвергнута сомнению из-за данных исторических источников о том, что после опустошительного пожара 1547 г. в Благовещенский собор привезены древние иконы из других городов, а Донская икона появилась в нем между 1552 и 1563 гг.

Однако особенности иконографии и стилистики, высокое художественное качество Донской иконы по-прежнему позволяют датировать памятник 80-90-ми гг. XIV в. и связывать его с благовещенским Деисусом, автора которого отождествляют с преп. Феофаном Греком или с неким мастером его круга. Вероятно, икона была написана для Успенского собора Коломны по заказу великой княгини Евдокии (ок. 1353-1407 гг.) – супруги великого князя Димитрия Иоанновича – на молитвенную память о нем, а также воинах, павших в Куликовской битве в 1380 г.

«Гребенская летопись» упоминает, что перед Куликовской битвой в 1380 г. донские казаки поднесли великому князю Димитрию икону-хоругвь Донской Богородицы. «Там, в верховьях Дона, – говорится в летописи, – народ христианский воинского чина, зовоми казаци, в радости сретающе его (Димитрия) со святыми иконами и с кресты поздравляюще ему об избавлении своем от супостатов и приносяще ему дары от своих сокровищ, иже имеху у себя чудотворные иконы в церквах своих». Ссылки на этот текст имеются также у историка казачества А.А.Гордеева.

Автор «Истории о донских казаках» А.И.Ригельман приводит упоминание Краткой Московской летописи о том, что «перед сражением Московского великого князя Димитрия Ивановича с Мамаем поднесена ему донскими казаками икона Донская». Согласно предисловию от 1692 г. к вкладной книге Донского монастыря, этот образ в 1380 г. донские казаки преподнесли князю Димитрию перед самым началом Куликовского сражения.

С тех пор все православные христиане почитают Донскую икону Божией Матери, как защитницу Отечества.

____________________________________________________________

1. Донская икона Божией Матери. http://www.pravenc.ru/text/178950.html

2.  Грабарь И. Э. Феофан Грек: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 гг. // Казанский музейный вестник. 1920. № 1. С. 3–20 (переизд.: Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М., 1966. С. 93, 95.

3. Антонова В. И. О Феофане Греке в Коломне, Переславле-Залесском и Серпухове // ГТГ: Материалы и исследования. М., 1958. Т. 2. С. 10–22.

4. Кочетков И. А. Является ли икона «Богоматерь Донская» памятником Куликовской битвы? // ДРИ. М., 1984. [Вып.:] XIV–XV вв. С. 36–45.

5.   Щенникова Л. А. История иконы «Богоматерь Донская» по данным письменных источников XV–XVI вв. // Советское искусствознание – 82. М., 1984. Вып. 2. С. 321–338.

6. она же. Иконы в Благовещенском соборе Моск. Кремля: Деисусный и праздничный ряды иконостаса: Кат. М., 2004.

7. Государственная Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. № 61. С. 141-145; Царский храм. 2003. С. 80-83.

8. Государственная Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. № 61. С. 141-145; Царский храм. 2003. С. 80-83.

9. Щенникова Л. А. Творения прп. Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007. С. 219–223.

10. Гордеев А. А. История казачества. М.: 2008. С. 58.

11. Ригельман А. И. История или повествование о донских казаках. М., 1846.